fbpx

Библейские требования к служителю церкви – «трезв»

«должен быть …трезв» (1 Тим. 3:2).

Самоконтроль и самообладание –  это не те качества, к которым стремится современное общество. Реклама и кредитование так сильно закрепились в нашей жизни, что приучили людей к импульсивным и часто неоправданным тратам в сфере товаров и услуг, навязывая постоянную необходимость чего-то. Различные социальные сети провоцируют людей следовать по пути похоти и зависти. Всё ранее перечисленное приучает людей последнего времени к невоздержанности и отсутствию самоконтроля (ἀκρατεῖς 2 Тим. 3:3). Нередко встречаются христиане, которые подобно Димасу оставляют служение «возлюбив нынешний век» (2 Тим. 4:10). Однако, чтобы быть хорошим служителем необходимо научиться владеть своими желаниями, подобно апостолу Павлу, который писал «но усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:27). Продолжая размышлять над отрывком, объясняющим требования к пастору церкви (1 Тим. 3:1-7), в этом постинге мы рассмотрим значение и применение следующей характеристики.

 «Трезв» νηφάλιος – это редкий термин в НЗ и в форме прилагательного он используется в текстах пасторских посланий еще два раза (по отношению к женам служителей «Равно и жены их должны бытьтрезвы…» (1 Тим. 3:11) и престарелым братьям церкви на острове Крит «чтобы старцы были бдительны» (Тит. 2:2). Прилагательное νηφάλιος может иметь несколько вариантов значения, во-первых: быть умеренным, сдержанным в употреблении алкогольных напитков; во-вторых, быть сдержанным, уравновешенным в поведении. Поскольку в следующем стихе (1 Тим. 3:3) есть более прямое и ясное предупреждение не быть зависимым от вина (μὴ πάροινον), естественнее воспринимать требование в переносном значении.[1]

В НЗ используется глагол с подобным корнем νήφω, который означает обладать самоконтролем, быть свободным от ментального и духовного «опьянения».[2] Для того, чтобы лучше понять значение этого глагола, следует немного изучить его использование в других отрывках НЗ: 1) призыв концентрировать внимание на надежде спасения («препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую благодать» 1 Петр. 1:13; «да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» 1 Фесс. 5:8), 2) самоконтроль в различных неблагоприятных обстоятельствах («трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» 1 Петр. 5:8; «будем бодрствовать и трезвиться» 1 Фесс. 5:6; «но ты будь бдителен во всем» 2 Тим. 4:5), 3) постоянное бодрствование в молитве (1 Петр. 4:7). Обобщая вышесказанное, можно отметить, что речь идет об умении сосредотачивать мышление на чем-то очень важном, описывает способность контролировать свои желания и эмоции посредством здравого смысла и ценностей, которые одобряет Бог.

Таким образом, мы видим, что от пресвитера требуется ясный ум, умение концентрироваться на важном, самообладание в противовес импульсивности и затуманенному сознанию.  Оба прилагательных «трезвый» и  следующее за ним «целомудренный» (νηφάλιον σώφρονα) представляют очень близкие по значению требования для кандидата.[3] Ведь очень важно, чтобы пасторы, которые принимают жизненно важные, порой судьбоносные, решения о служении церкви, были осторожны и умели контролировать себя. Суммируя все вышесказанное отметим, что от пастора церкви требуется:

  1. Уметь контролировать свои желания.
  2. Быть способным принимать правильные решения, руководствуясь холодным рассудком, а не эмоциями.
  3. Концентрироваться на главном, а не на второстепенном.
  4. Иметь выдержку в различных испытаниях.
  5. Не гоняться за результатом, а проявлять верность.

Для осуществления этих задач очень важно, чтобы пастор церкви был сдержанным, а не импульсивным и поспешным в решениях или поступках. «Пасторы должны быть для церкви тем, чем были сыновья Иссахаровы для Израиля: “Люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю” (1 Пар. 12:32)».[4]

______________________

       [1] Robert W. Yarbrough, The Letters to Timothy and Titus, Pillar New Testament Commentary (London: Apollos, 2018), 196. «Кандидат должен относиться к своему призванию и обязанностям с трезвостью, а не легкомысленно и должен демонстрировать самообладание, а не импульсивность, недостаток концентрации или отвлеченное поведение» (I. Howard Marshall and Philip H. Towner, A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles, International Critical Commentary [London; T&T Clark, 2004], 478).

            [2] BDAG, 672.

            [3] William D. Mounce, Pastoral Epistles, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, 2000), 156; BDAG, 987.

            [4] Джон Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета, 1 Тимофею (Минск: СЕО, 2002), 123.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print