fbpx

«должен быть … не сребролюбив» 1Тим. 3:3

Мы продолжаем изучать список требований к пастору. Следующая характеристика описывает отношение пастора к материальным ценностям. Стоит заметить, что это не единственное упоминание в посланиях о сребролюбии и других злоупотреблениях с деньгами. Апостол касается этой темы довольно часто. Он желает осудить и пресечь порок, которым грешили лжеучители.[1] Более того, это предупреждение относится ко всем христианам, а не только пасторам церкви (1 Тим. 6:10). Мир и дьявол пытаются уловить в эту сеть всех христиан (1 Тим. 6:9).

В стихе используется прилагательное «не сребролюбив» (от греч. ἀφιλάργυρος). Слово имеет значение «не любящий деньги, не алчный».[2] В Библии мы находим много предупреждений против этого греха (Матф. 6:24; Лук. 16:14; 1 Тим. 6:10), а также иллюстраций, показывающих к чему приводила алчность (4 Цар. 5:20-27; Иоан. 12:6, Лук. 22:4-5; Деян. 5:1-11).

Почему эта характеристика в списке требований?

Прежде всего потому, что пастырь должен быть примером бескорыстного служения (1 Тим. 4:12). Если он будет показывать бескорыстие и честность в этой сфере своей жизни, есть надежда, что члены общины будут подражать ему. В противном случае, он будет плохим примером и соблазном для паствы. «Свобода от жажды денег гарантирует ему не только честность в управлении материальными благами, но и сострадание ко всем нуждам его ближних, поскольку сердце пастыря ожесточается из-за жадности».[3] Далее, пастырь должен быть примером доверия Божьим обещаниям. Ведь Господь обещал заботиться о своих. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). В своем труде «Реформированный пастор» Ричард Бакстер написал:

Если вы скажете что требования чрезмерно и что ваша жена и дети не смогли бы прожить на такие средства, то я задам такой вопрос: «так ли уж мало семей в вашем приходе, которые живут и на меньшие средства?…Если вы продолжите возражать и скажете, что не можете жить, как бедняки, то я спрошу вас: разве ваши прихожане лучше перенесут вечное осуждение, чем вы перенесете временные лишения и бедность.[4]

Материальное обогащение не должно стать мотивом служения пастыря церкви. Пастырь призван служить для славы Христа и духовного благополучия церкви. Апостол Петр призывает к жертвенному служению, без всякой корысти (1 Петр 5:2). Как пишет об этом апостол Павел: «мы хотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1 Фесс. 2:5, 8). Искреннее служение Богу проповедью Евангелия исключает мысли о личной выгоде. Желание угодить Христу и любовь к церкви вытесняет из сердца мысли об обогащении. Как учил Иисус Христос, нельзя служить одновременно двум господам Богу и маммоне (Матф. 6:24). Сама суть пасторского служения – это жертва, в том числе и материальным благополучием. Служение из-за корысти неверно в Божьих глазах, это признак лжеучителей (2 Петр. 2:3, Иуд. 1:11). Поясняя это, многие комментаторы ссылаются на церковный документ I века Дидахе, где дается наставление о распознании лжеучителя.

Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк. Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но, если он будет требовать серебра, он лжепророк.[5]

Апостол Павел не только дает наставления, но и служит мощным примером для всех пасторов. Невозможно остаться не затронутым, читая о тех обстоятельствах, в которых служил апостол Павел «даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» (1 Кор. 4:11-12). Нам открывается сердце апостольское в том, как он служил многим церквам. Оправдывая свое апостольство и заботу о коринфянах, он пишет «согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?…хотя терпел недостаток, никому не докучал» (2 Кор. 11:7-9) и еще «Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость?» (2 Кор. 12:13).

Как можно соответствовать этому требованию?

Рассмотрим несколько наставлений, предложенных в Писании для пасторов церкви. Первое наставление заключается в том, чтобы убегать сребролюбия «ты же человек Божий убегай сего» (1 Тим. 6:11). Повеление φεῦγεвстречается в других текстах НЗ, где оно сопряжено с бегством от греха аморальности (1 Кор. 6:18; 2 Тим. 2:22) и идолослужения (1 Кор. 10:16). Форма глагола выражает идею постоянного процесса борьбы с грехом. Необходимо быть начеку из-за опасности оказаться пойманным в сети сребролюбия. Таким образом важно, чтобы пастор регулярно молился и проверял свое сердце на предмет привязанности к деньгам и мотивов своего служения. В церкви, где есть группа пасторов и братский совет, полезно развивать доверительные отношения и подотчётность друг перед другом, чтобы помочь друг другу избежать сетей сребролюбия.

В другом тексте находим еще одно важное наставление, где Павел призывает к осторожности в обращении с пожертвованиями церкви. Апостол пишет: «остерегаясь» (2 Кор. 8:20), чтобы его сердце не прилепилось к пожертвованиям и пожертвования «не прилипли» к его рукам. Причастие «остерегаясь» (греч. στελλόμενοι), выражает идею сохранения дистанции; желания избегать контакта. Слово употребляется еще один раз во (2 Фесс. 3:6), где служит предупреждением держать дистанцию с братом, который находясь в церкви, поступает бесчинно. Апостол продолжает: «ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми» (2 Кор. 8:22). Он беспокоился о том, чтобы его неаккуратное обращение с деньгами не стало препятствием для служения Слова. Поэтому очень мудро, если пастор церкви может доверить распоряжение финансами церкви верным людям, а сам будет оставаться в стороне и заниматься духовными вопросами церкви. Притчи ясно учат «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Прит. 22:1).[6]

 

[1] Смотри другие тексты в НЗ: 1 Тим. 6:5; 2 Тим. 3:2-7; Тит. 1:11. Термин πλεονεξία описывал состояние сердца приученных к наживе лжеучителей 2 Петр. 2:3, Иуд. 1:11.

[2] BDAG, 157; Franco Montanari, The Brill Dictionary of Ancient Greek, ed. Madeleine Goh and Chad Schroeder (Leiden; Boston: Brill, 2015), s.v. “ἀφῐλάργῠρος.”

[3] Ceslas Spicq and James D. Ernest, Theological Lexicon of the New Testament (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 1994), 45–48.

[4] Ричард Бакстер, Реформированный пастор, пер. с англ.: Е. Кулюкин (Москва: центр «Нарния», 2010), 91-93.

[5] Дидахе, Глава 11, Учители https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/#0_12 (19 ноября 2019).

[6] Соломон «подвергает цензуре жадных, которые обогащаются за счет других и фактически теряют все (Матф. 16:26; Лук. 12:16-21; 16:19-26), и одобряет парадокс “богатой бедности”, как это показывают примеры Христа и Павла (Матф. 19:29; Иоан. 12:24; 2 Кор. 6:10; 8:9)» (Bruce K. Waltke, The Book of Proverbs, Chapters 1–15, The New International Commentary on the Old Testament [Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2004], 557– 8).

 

Читайте наш блог: