fbpx

Библейские требования к служителю церкви – часть 3

«одной жены муж» (1 Тим. 3:2).

Осенью 1999 года в киевской общине ЕХБ «Вифания» решался вопрос рукоположения на диаконское служение двух молодых братьев. В целом члены церкви были согласны, но были и те, кто ссылаясь на текст (1 Тим. 3:2) считали, что кандидаты не соответствуют требованию Писания и рукополагать неженатых нельзя. Старший пастор церкви предложил свои объяснения и настоял на рукоположении. Рукоположение было совершено осенью 1999 года. Одним из этих братьев был я. Безусловно этот факт в моей жизни повлиял на мой взгляд в отношении этого неоднозначного текста Писания. Все же давайте попробуем проанализировать текст максимально непредвзято.

В пасторских посланиях фраза: «одной жены муж» встречается трижды: (1 Тим. 3:2, 12; Титу 1:6) и не смотря на это, в каждом случае отсутствуют достаточно объяснений, которые бы помогли точно определиться со значением этой фразы. Буквальный перевод словосочетания предложенный Робертсоном: μιᾶς γυναικὸς «один за раз».[1] Смысл этой фразы не однозначен и она является трудной для толкования. Существует как минимум четыре взгляда на то, как понимать фразу «одной жены муж»: 1) Требование к служителю, чтобы он был обязательно женат. 2) Должен иметь одну жену. 3) Должен быть женат однажды в жизни. 4) Требование служителю принадлежать одной женщине всецело/быть преданным одной женщине.

1) Должен быть обязательно женат. Традиционно в церквях ЕХБ было принято, не рукополагать братьев, у которых не было семьи. На пасторское служение рукополагали семейных братьев, а еще лучше, чтобы у них были дети, так как это давало им существенное преимущество перед неженатыми. Такой служитель мог иметь фактический опыт семейной жизни, что позитивно могло повлиять на его служение. В пользу этой точки зрения свидетельствует контекст послания, так как в следующей главе апостол говорит о группе лжеучителей из ефесской церкви, которые запрещали вступать в брак (1 Тим. 4:3), а мы знаем, что вступать в брак это хорошо и угодно Богу. Однако у такого объяснения есть и несколько трудностей. Во-первых, Христос, апостол Павел (1 Кор. 7:7, 9:5), Тимофей (Фил. 2:20-22) не были в браке и это не лишало их духовной способности и авторитета для совершения служения пресвитера (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6). Во-вторых, сам апостол Павел написал коринфской церкви поощрение не вступать в брак, чтобы лучше потрудиться для Господа (1 Кор. 7:32-33). И еще, если применить по аналогии это требование к последующему тексту, то выходит, чтобы быть пресвитером, нужно иметь больше чем одного ребенка («детей» мн. ч. 1 Тим. 3:4).[2]

2) Должен иметь одну жену, не полигамист (многоженство). Второй взгляд менее предпочтителен по двум причинам. Во-первых, точный эквивалент «одной жены муж», фраза «бывшая женой одного мужа» (1 Тим. 5:9) используется по отношению ко вдовам, каких нужно избирать на служение. Это значит, что для служения следовало избирать благочестивых и с хорошей репутацией сестер, которые были верны своему мужу и не запятнали своей репутации какими-то греховными связями. Кроме того абсурдно допустить, что Павел говорит о полиандрии, а значит эта фраза не могла использоваться для описания запрета на многоженство у мужского пола. Еще один исторический аргумент, на который ссылаются комментаторы, что полигамия не была распространена в языческом обществе.[3] Кроме того, два последующих взгляда автоматически исключают как полигамию, так и полиандрию (многомужество).[4]

3) Должен быть женат однажды. Сторонники этого взгляда утверждают, что служителем церкви может быть тот, кто был в браке только один раз в жизни. Этот взгляд исключает возможность повторного брака ни при каких условиях. При чем не важно было это из-за смерти супруги или развода до обращения ко Христу или по причине оставления из-за обращения к Богу. Хотя практически этот взгляд мне очень симпатичен, однако такое понимание не соответствует ряду текстов Писания. Во-первых, апостол Павел рекомендует вступать в брак той, у которой умер супруг, дабы избежать искушений (1 Кор. 7:39; 1 Тим. 5:14), значит апостол считает это законным и не усматривает в этом факте ничего предосудительного. По аналогии можно рекомендовать тоже и мужчинам. Во-вторых, мнение о том, что разведенный до обращения ко Христу, не может совершать служение игнорирует учение Писания о прощении грехов (1 Кор. 6:11) и по аналогии, служителем не может быть тот, кто до обращения ко Христу был пьяницей или драчуном и др.[5] Кроме того, такой взгляд отвергает всякую законную причину повторного брака, как например по причине оставления уверовавшего его неверующий супругой (1 Кор. 7:15), что кажется также не осуждается Писанием, поскольку инициатором становится неверующая сторона (Knight, 158).

4) Взгляд о том, что служитель должен являть верность и любовь только одной/единственной женщине (быть однолюбом) наиболее предпочтителен по ряду причин. Он лучше всего вписывается в ближайший контекст, объясняя слово «непорочен»,  и акцентирует внимание на характере служителя, а не его брачном статусе.[6] Он описывает должную верность мужа по отношению к своей жене со времени его обращения ко Христу, не умаляя учение о прощении и не предъявляя требований, которые невозможно исполнить.[7] Он лучше всего объясняет роль служителя быть примером для церкви в его отношениях с женой (Ефес. 5:25-30) и вообще с женским полом, избегая всякого рода аморальности. Он служит очередным предостережением для служителя, хранить нравственную чистоту, чего нельзя было сказать о лжеучителях (1 Тим. 1:10, 5:2; 2 Тим. 2:22).

Подводя итог всем ранее представленным взглядам, следует отметить, что служителем церкви должен избираться тот, кто является непорочным в сфере семьи и взаимоотношений с противоположным полом.

Беря во внимание принцип множественного руководства, очень мудро, когда среди пастырей церкви есть женатые братья, которые являются опытными и образцовыми в содержании семьи и воспитании детей. Но если церковь пожелает избрать мужчину, у которого нет жены по разным причинам (не женат, овдовел), но он соответствует всем остальным стандартам Слова Божия, то это не будет грехом.

Кроме этого, в последнее время возникает вопрос о возможности совершать служение братьям, которые до обращения ко Христу имели опыт развода. Таких случаев становится все больше по той причине, что к Богу обращаются люди не из верующих семей/династий, как это происходило в церквах ЕХБ ранее. Довольно часто эти братья имели негативный опыт взаимоотношений в первом браке, но после обращения ко Христу, создали новую семью и преуспевают в созидании семейных отношений по библейскому образцу. Такие братья активны в церкви и часто становятся кандидатами на пост пастырей церкви. Бесспорно, мудро поставлять на служение тех братьев, у которых вообще не было негативного опыта и они были взрощены в христианской семье, где с детства получили правильное воспитание и пример. Но если по причине отсутствия первых, на служение претендует брат, который имел опыт развода, до обращения ко Христу, а теперь являет пример верного семьянина, кажется церковь не согрешит избирая такого служителя. Конечно очень важно тщательно проанализировать историю его взаимоотношений в предыдущем браке. Не редко случается, что эти братья не были инициаторами развода, а с полной серьезностью относились к браку.

Невозможно ответить на все возможные варианты и разновидности вопросов, связанных с законностью поставления на служение братьев у которых есть какие-то несоответствия идеалу. Однако с уверенностью можно сказать, что нельзя ставить на служение человека, который был инициатором развода будучи верующим. Также нельзя восстанавливать на роль пастора тех, кто был разведен или впал в блуд неся служение. На все остальные варианты возможных вопросов должны ответить те, кто на местах берет на себя ответственность поставлять служителей. С уверенностью можно сказать, что Бог умудрит тех, кто хочет угождать Ему и ищет Его воли (3 Цар. 3:9; Пс. 17:26).

__________________

[1] A. T. Robertson, 1 Timothy in Word Pictures in The New Testament https://www.biblestudytools.com/commentaries/robertsons-word-pictures/1-timothy/1-timothy-3.html (21.01.2019).

[2] William D. Mounce, Pastoral Epistles, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, Incorporated, 2000), 171.

[3] Gordon D. Fee, 1 and 2 Timothy, Titus, New International Biblical Commentary, (Hendrickson Publishers, Peabody, Massachusetts, 1988), 80.

 [4] Mounce, Pastoral Epistles, 171.

 [5] Robert L. Saucy, “The Husband of One Wife,” Bibliotheca Sacra 131 (1974): 229–240.

 [6] Брюс Алворд, Сохраняя главное главным, https://pastor.org.ua/sohranyaya-glavnoe-glavnym/ (21.01.2019).

 [7] George W. Knight, The Pastoral Epistles The New International Greek Testament Commentary (Eerdmans Publishing, Grand Rapids: MI, 2000) 159; Fee, 1 and 2 Timothy, Titus, 80,

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print