fbpx

Библейские требования к служителю церкви (часть 2)

«Но епископ должен быть непорочен» (1 Тим. 3:2а).

Перед нами самый большой отрывок в НЗ, который описывает портрет служителя церкви. Одним из ключевых вопросов беспокоивших апостола Павла, был вопрос благочестивого руководства церкви, потому что от этого зависело будущее христианства. Он очень беспокоился о Ефесской церкви, наблюдая за некоторыми из ее руководителей (1 Тим. 1:7; 4:1-6; 2 Тим. 3:6). Задача Тимофея и других пресвитеров заключалась в том, чтобы оставить после себя здравое руководство (2 Тим. 2:2). Именно по этой причине апостол Павел приводит список требований к уже занимающим это положение в церкви людям, а также к потенциальным служителям, чтобы Тимофей и его последователи знали как должен выглядеть пастор церкви.

Изучая список требований, важно обратиться к ближайшему контексту, который служит своего рода дверью в изучаемый текст (1 Тим. 3:1-7). Первый стих описывает внутренний аспект призвания служителя «если кто епископства желает»[1] (то есть, что ощущает человек), а начиная со второго стиха «но епископ должен быть…» представлен внешний аспект подтверждающий пригодность и соответствие кандидата. Внутренний аспект призвания, это сильное желание служить в церкви, которое явно приходит от Самого Бога (1 Тим. 1:12). Именно Святой Дух поставляет на служение, вселяя трепетное желание и наделяя способностями (Деян. 20:29; Ефес. 4:11). В некоторых ВЗ повествованиях читаем о том, что не всегда призванные Богом и одаренные для служения люди, сильно к нему стремились. Ни Моисей (Исх. 4:13), ни Иеремия (Иер. 1:6) не особо желали приступить к служению тотчас же, но в последствии исполнили его, потому что были призваны Богом. В тоже самое время были и будут те, кто стремиться к руководству и тому, чтобы учить, но не готовы к этому (Иер. 14:14, 23:32, 27:15; 1 Тим. 1:7).

По этой причине, немаловажно верно понимать то, каким должен быть служитель, чтобы он был готов пасти Божье стадо. Ведь одного сильного желания быть пастором недостаточно, чтобы выполнить задачи руководителя церкви. Любой кандидат должен быть подвергнут скрупулезной оценке на соответствие требованиям, дабы церковная община могла удостовериться в пригодности кандидата и такой брат мог быть утвержден в этой должности.

Список не случайно начинается с требования «непорочен». Это очень емкий термин, который вмещает в себя все последующие характеристики (1 Тим. 3:2-7). Все дальнейшие критерии, фактически расшифровывают, что означает «непорочный».[2] Так как пастору необходимо представлять общину перед лицом этого мира, а также учить церковь и управлять ею изнутри, он должен иметь безупречную репутацию. Лицо церкви – это ее пастор. Господь обращается в книге Откровения к ангелу церкви. Это мог быть пастор учитель, который представлял церковь и должен был от лица Господа учить ее. Пастор призван проповедовать Евангелие в этом мире и призывать к этому церковь. Поэтому немаловажно, чтобы он обладал добрым свидетельством от внешних (1 Тим. 3:7), так как от этого зависит, как мир будет воспринимать церковь и то, чем она занимается. Для служения обучения церкви, пастору необходимо иметь дерзновение, чтобы учить со властью и показывать пример членам церкви. Без «непорочности», то есть внутренней целостности, осознания правильных отношений с Богом, как одно, так и другое невозможно. Пастор должен сохранять личную честность, порядочность, исполняя то, что обещает, говоря то, что думает, и делая то, что говорит (Фил. 3:17; 2 Фес. 3:9; Евр. 13:7; 1 Пет. 5:3).

Термин «непорочный» легко истолковать неверно. Довольно часто при первом прочтении текста, у вдумчивого и честного читателя складывается впечатление, что это требование просто невыполнимо. Кто может быть без греха? Ни один из людей (Иак. 3:1-2; 1 Иоан. 1:8; 2:1). Становится ясно, что: «Непорочность не может обозначать безгрешность, потому что тогда ни один смертный не соответствовал бы этой должности; речь идет о высоких и моральных стандартах, к которым по зрелом размышлении пришел человек, способный служить примером для других».[3] Поэтому речь идет не о безгрешности, а о духовной зрелости, стабильности и готовности быть примером для других. Читая Писание, мы убеждаемся в том, что избранные Богом служители не были безгрешны, как Христос (1 Петр. 2:22), но забывая заднее и простираясь вперед в процессе освящения, они стремятся все больше быть похожими на Христа и исполнять волю Божью (Фил. 3:8-14).

Итак, что в действительности означает термин «непорочный» и как его следует истолковать? Греческое прилагательное ἀνεπίλημπτος «безупречный, безукоризненный»[4] достаточно редко используется авторами Библии. Это прилагательное не встречаются в переводе ВЗ на греческий язык (Септуагинта). В НЗ встречается только три раза в пасторских посланиях, кроме этого текста (3:2) еще в 5:7 по отношению к вдовицам и 6:14, как объяснение каким образом следует исполнять наставления, данные ап. Павлом (то есть в абсолютной точности следовать указаниям апостола). Это прилагательное лингвисты связывают с глаголом ἐπιλαμβάνω, описывающего человека, который «не может подвергнуться нападению из-за его морального поведения», даже со стороны неверующих.[5] Лучшим примером этой характеристики служит Даниил, который имел такую репутацию в своем окружении, что даже его враги не могли найти ничего, чтобы скомпрометировать его (Дан. 6:5).

Пасторы должны усердно заботиться о том, чтобы оставаться непорочными ввиду следующих важных причин: во-первых, они представляют собой особую мишень для сатаны, и он будет искушать их сильнее, чем других (Матф. 26:31). Во-вторых, в случае падения, они могут принести больше ущерба для церкви (Матф. 18:6). В-третьих, так как руководители знают истину более полно, ответственность жить, согласно этой истине, лежит на них больше (Мал. 2:7-8; Иак. 3:1-2).

Господь ищет сосуды (2 Тим. 2:21), хранящие себя в чистоте. Большинство избранных апостолов не обладали высокими достижениями в глазах религиозных руководителей израильского народа (Деян. 4:13). Но они были теми, кто стремился быть чистым и пригодным Богу (1 Петр. 1:14-16; 1 Иоан. 3:1; 1 Кор. 9:25-27). У них были свои слабости и они не были совершенными, но Господь использовал их и они стали примером для последующих служителей (1 Петр. 5:1, 4; Фил. 3:17; Евр. 13:7). И таких примеров в истории христианства достаточно. Например о Джоне Буньяне, чьи книги до сих пор считаются христианской классикой, Пайпер как-то написал: «Он получил обычное для бедняка образование – умел читать и писать, но не более того. Он не закончил никакого высшего учебного заведения, что делает его труды и влияние еще более удивительным».[6] Как мы видим, Бог может использовать самое малое и незначительное для Своей славы. Поэтому будем стремиться к тому, чтобы жить жизнью освящения и быть постоянным примером для других. Пусть каждый служитель испытывает постоянную потребность подражать Христу и Его апостолам, идя по пути освящения и верного служения Богу. 

Продолжение следует…

___________________________________

[1] ὀρέγεται (греч. орэгэтай) страстное желание выполнить, достигнуть чего-либо; ἐπιθυμεῖ (эпитумей) долго ждать, желать; сильное желание, часто с негативным значением (1 Тим. 6:9; 2 Тим. 2:22), здесь явно выраженный позитивный смысл.

[2] Д. М. Бойс, Основы христианской веры (Киев: Киевская богословская семинария), 601.

[3] Джон Мак-Артур, “Особенности характера пастора,” в Возвращение к пасторскому служению (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2003), 83.

[4] Walter Bauer, Frederick W. Danker, William Arndt, and F. Wilbur Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 77.

[5] Gerhard Delling, “Λαμβάνω,” in Theological Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel, Geoffrey W. Bromiley, and Gerhard Friedrich (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964–), 4:9.

[6] Джон Пайпер, Таинственная улыбка Бога, (Сакраменто: Grace Publishing International, 2007), 53-4.

 

 

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print