fbpx

Апологетика в истории церкви

Данная статья посвящена тому, как развивалась апологетика в истории церкви. Для удобства запоминания мы разделим историю церкви на несколько периодов: доникейское христианство (до 325 г.); посленикейское христианство (325-590 гг.); средневековое христианство (600-1517 гг); современное христианство (1517-2000 гг). Мы не будем касаться всех деталей, связанных с зарождением, становлением и развитием существовавших апологетических систем, наша задача заключается в том, чтобы вкратце посмотреть на основные причины, личности, направления, методы и результаты апологетической мысли в истории христианства, начиная от времен апологетов и заканчивая нашими днями. Мы сознательно опускаем период апостолов, так как данный предмет требует отдельного изучения.

Слово «апологетика» происходит от греческого слова ἀπολογία и первоначально относилось к области юридической защиты. Буквальное значение данного термина «произносить речь в защиту», или «давать ответ»[1]. В Новом Завете оно встречается 9 раз и используется в двух смыслах: (1) выступать от своего имени или от имени других в защиту от ложных обвинений (ср. Деян. 22:1; 25:16; 1Кор. 9:3; 2Тим. 4:16)[2]; и (2) выступать в защиту Евангелия (ср. Филип. 1:7,16; 1Петр. 3:15). Второе значение впоследствии закрепилось в христианской теологии.

Доникейский период

(до 325 г.)

Изначально государственные власти не видели принципиальной разницы между иудеями и христианами, поэтому относились к ним вполне себе терпимо (ср. Деян. 18:12-18). Основными преследователями христиан были иудеи. Однако, во второй половине перового века ситуация начала меняться. Эрле Кернс отмечает:

Преследований почти не было, пока власти смотрели на Церковь как на разновидность иудаизма, который считался позволительной религией (Religio licita). Но лишь только быстро растущее христианство отделилось, оно уже могло рассматриваться как секретное сообщество и было запрещено, поскольку в нем видели угрозу безопасности империи[3].

Итак, в течении первых трех веков христианство было вне закона. Сохранились древние языческие документы (например, переписка Плиния Младшего[4] с императором Траяном), которые приоткрывают нам ситуацию тех дней. Рим рассматривал церковь как угрозу своей политической и религиозной стабильности. В то время государство и религия воспринимались как единое целое, поэтому, тот, кто отказывался почитать римских богов и императора, фактически восставал против целостности и благополучия всей Империи. Поэтому, христиане, отказываясь поклоняться римским богам и приносить жертву статуе императора, и не принимая участие в общественных делах, связанных с языческими обрядами и церемониями, в глазах граждан римского общества выглядели как предатели. Все это вызывало подозрения и гнев со стороны как правителей, так и простых людей. Филипп Шафф свидетельствует:

…сознательный отказ христиан воздавать божественные почести императору и его статусу и принимать участие в каких-либо идолопоклоннических церемониях во время публичных празднеств, их нежелание нести военную службу на благо империи, их пренебрежение к политике, ко всем гражданским и мирским проблемам, противопоставляемым духовным и вечным интересам человека, их тесный братский союз и частые собрания навлекали на них не только подозрения и враждебное отношение кесарей и римского народа, но и обвинения в непростительном преступлении – заговоре против государства[5].

Язычник по имени Цельс, который очень сильно высмеивал и критиковал христианство, усматривал в нем серьезную опасность, направленную как раз против безопасности Римской Империи. Диармайд Маккалох пишет:

…христиане опасны своей распространенностью и тесной сплоченностью: христианство – это настоящий заговор, направленный, по мнению Цельса, в первую очередь на впечатлительную молодежь. В результате христианской пропаганды император может остаться без защитников и «дела земные перейдут во власть самых диких и беззаконных варваров»[6].

Реакция Рима была незамедлительной. Он бросил свои силы на то, чтобы освободить территорию от «вредного суеверия». Христиан преследовали, осуждали, сажали в тюрьмы и даже предавали смертной казни. Истории известен ряд гонений при императорах Нероне, Доминициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине, Деции, Валериане, Аврелиане и Диоклетиане. И ходя большинство из них носили больше местный характер, все же, были и такие, которые получили повсеместное распространение. Самые тяжелые из них были при императоре Диоклетиане.

Наряду с этими причинами, вызвавшими гонения на церковь, были и другие. Христиан обвиняли в безбожии, аморальности и каннибализме. В большинстве случаев такое мнение было широко распространенным среди необразованных граждан, но нередко его можно было повстречать и среди ученых мужей. Таким образом, в результате сложившейся ситуации возникла необходимость защиты истинного образа Церкви в глазах язычников.

Те, кто выступили с защитой христианства, получили название апологетов. Шведский теолог и исследователь истории церкви Бенгт Хєгглунд пишет:

Этим термином обозначают писателей второго века, основной целью произведений которых была защита христианства от распространенных в то время обвинений со стороны греков и иудеев. Христианство в трудах апологетов представлено как истинная философия, совершенная замена греческой философии и иудейской религии, которые не могут дать удовлетворительные ответы на вопросы ищущего человека. Наиболее значительным среди апологетов был Иустин, названный Мучеником. Обе его «Апологии» написаны в середине второго века. Его «Диалог с Трифоном Иудеем» относится приблизительно к тому же периоду. Среди прочих прежде всего выделяются Аристид, который написал «Апологию», древнейшую из дошедших до наших дней, Татиан («Речь против еллинов», памфлет, направленный против греческой культурной жизни, написан около 165 г.) и Афинагор («О воскресении мертвых», «Прошение о христианах», оба произведения датируются около 170 г.). К этой же группе можно также отнести Феофила Антиохийского («Три книги к Автолику», 169-182), «Послание к Диогнету» неизвестного автора и «Увещевание к еллинам», написанное в первой половине второго века также неизвестным автором. Последние произведения ошибочно приписывались Иустину. Некоторые другие произведения, также принадлежащие к наследию апологетов, ныне утеряны и известны лишь по названиям (ср., напр., Евсевий, «Церковная история», IV, 3)[7].

Апологеты как правило ставили перед собой три главные задачи: (1) защита; (2) наступление; и (3) созидание. Рассмотрим кратко каждую из этих задач.

Во-первых, апологеты защищали христианство перед своими обвинителями, используя метод «опровержения клеветы». Они доказывали, что христианское учение и те ужасы, которые приписывались христианам, несовместимы с их учением и образом жизни. Христиане всегда были на порядок морально чище, чем их сограждане язычники.[8]

Во-вторых, апологеты также ставили перед собой задачу наступления. Она, прежде всего, заключалась в обвинении иудеев в законничестве, что они, преследуя христианство, на самом деле упустили из виду временные элементы закона, которые полностью реализовались в Личности Христа. Иудеи упрекались в том, что не увидели в Ветхом Завете многие обещания, предсказывавшие приход Мессии, которые полностью сбылись во время воплощения Христа.[9] Язычники обвинялись в противоречиях, непоследовательности и клевете. Почему к одним применялся принцип религиозной свободы, а к другим нет? Апологеты старались показать, что большинство обвинений против христиан, особенно в аморальности, были полной и необоснованной чепухой.

И, в-третьих, апологеты чувствовали себя ответственными за то, чтобы правильно созидать христианскую веру. Они утверждали веру своих братьев и сестер с помощью четко разработанной системы аргументации, которая не только защищала, но и обосновывала христианское учение. В качестве одного из главных аргументов апологеты использовали Ветхий Завет и пророчества, которые, по их мнению, точно предсказали пришествие Мессии. Также пускались в ход и другие аргументы.

Исследуя и анализируя литературу, написанную апологетами второго века, можно четко проследить употребляемую ими методологию. Она была разработана таким образом, чтобы найти точки соприкосновения с внешним миром. Михаил Легеев выделяет два направления в методологии апологетов: внешнее и внутреннее.[10]

Под внешним направлением подразумеваются те средства коммуникации, которые были понятны и приемлемы для жителей древнего мира. Ими стали язык, понятия, культурологические установки и архетипы античного мира, короче говоря, все то, что составляло культуру того времени[11]. Говоря об этом, мы выделим три таких области. Во-первых, апологеты представляли себя людьми прекрасно образованными. Читая их апологии, мы обнаруживаем многочисленные сведения об античной мифологии, поэзии, истории и философии. Во-вторых, в трудах апологетов прослеживается то, как часто они обращаются к чувству справедливости, разуму и закону – ко всему тому, что имело безоговорочный авторитет в глазах древнего мира. И, в-третьих, апологеты придерживаются в своих произведениях той литературной формы, которая была принята и использовалась в языческом мире. В произведении Марка Минуция Феликса «Октавий», написанном в форме художественного произведения, присутствуют сразу два устойчивых литературных архетипа: античного диалога и судебного спора.[12]

Внутреннее направление включало в себя свидетельства, которые подтверждали Божественную истину, вложенную Богом в человека, независимо от Божьего откровения в Писании. Так, к примеру, Иустин Мученик разработал свою апологетическую систему на основании теории о Логосе. Он считал, что «семена» божественного Логоса рассыпаны среди всех народов. Доказательством этого, по мнению Иустина, являются лучшие из языческих философов, например Сократ. Хусто Гонсалес коротко передает основную суть идей Иустина:

Согласно четвертому евангелию, Логос – это «Свет истинный, просвещающий всякого человека». Это означает, что Он был источником всякого истинного знания еще до воплощения. Павел сказал (1Кор. 10:1-4), что древняя иудейская вера основывалась именно на Христе, раскрывшем Себя еще до воплощения. К этому Иустин добавляет, что тот же Логос был известен и язычникам, хотя они смутно представляли, что это такое. Всё истинное в сочинениях Платона получено им от Божьего Логоса, того Логоса, Который воплотился в Иисусе. Следовательно, в определенном смысле Сократ, Платон и другие мудрецы древности «были христианами», поскольку их мудрость исходила от Христа. Но это не означает, что воплощения не требовалось, – ведь эти философы знали Логоса «частично», а увидевшие Его в воплощенном Христе познали Его «полностью».[13]

Несмотря на то, что подход Иустина Мученика был преобладающим в ранней апологетике, все же находились и такие, кто очень критиковал греческую философию как «детоводителя» язычников ко Христу. Среди самых известных были Феофил Антиохийский, Татиан, Ермий и, немного позже, Тертуллиан. Приведем некоторые примеры.

«[В том,] что сказано вашими философами, … истины не находится ни малейшей частицы, ибо и то, что, по-видимому, сказано ими справедливого, смешано с заблуждением. Как смертоносный яд, смешанный с медом или вином, делает все смешение вредным и негодным, так и их красноречие оказывается напрасным трудом или, скорее, – пагубою для тех, которые верят ему».[14]

«Все это мрак невежества, черный обман, нескончаемое заблуждение, неполное разумение, непроницаемое неверие».[15]

«Все вы ничто; хотя присвояете себе дар слова, но рассуждаете как слепой с глухим».[16]

«Что общего между Афинами и Иерусалимом? Что общего у Академии и Церкви?»[17].

Последняя цитата принадлежит Тертуллиану. Написать эти строки его побудила уверенность в том, что возникновение многих тогдашних ересей было связано как раз с попытками согласовать языческую философию с христианским мировоззрением.

Итак, мы видим, что среди апологетов второго века не было единого понимания в отношении использования греческой философии. Кто-то считал ее «детоводителем ко Христу» для язычников, а кто-то усматривал в ней серьезную опасность, в которой сокрыты семена отравы.

Таким образом, рассмотрев период доникейского христианства (до 325 г.), можно сказать, что он заложил основание для апологетики, как самостоятельной дисциплины в части теологии, которая в будущем получила свое развитие. Впоследствии была разработана четкая и стройная система аргументации, с помощью которой обосновывалось божественное существование и непреложность христианкой веры. Еще больше в этом нам поможет убедиться период «посленикейского христианства».

Продолжение следует…


[1] William Arndt et al., A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 117.

[2] Johannes P. Louw and Eugene Albert Nida, Greek-English Lexicon of the New Testament: Based on Semantic Domains (New York: United Bible Societies, 1996), 437.

[3] Эрле Кернс, Дорогами христианства, перевод с английского (Москва: «Протестант», 1992), 65.

[4] Гай Плиний Цецилий Секунд (61-114 гг. по Р.Х.) был в 111-113 годах легатом императора Траяна в провинции Вифиния и Понт.

[5] Филипп Шафф, История христианской церкви. Доникейское христианство 100-325 г. по Р.Х. (Том II), перевод с англ. О.А. Рыбакова (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2007), 44.

[6] Диармайд Маккалох, Христианство. Три тысячи лет, перевод с английского (Москва: Издательство «Э», 2016), 177.

[7] Хегглунд, История Теологии, 15.

[8] Например, Марк Минуций Феликс, Октавий, 30-31. https://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Feliks/oktavij/#1_30 (04.10.2018).

[9] Беркхоф, История доктрин, 57.

[10] Михаил Легеев, Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией (Санкт-Петербург: СПбППА, 2015), 90.

[11] Там же, 90.

[12] Там же, 91.

[13] Хусто Л. Гонсалес, История христианства Toм I. От основания Церкви до эпохи Реформации, перевод с английского (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2001), 59.

[14] Феофил Антиохийский, «Три послания к Автолику, 2:12». Хрестоматия, 378.

[15] Ермий, Осмеяние языческих философов, Гл. 10.

[16] Татиан, Речь против эллинов, Гл. 26.

[17] Цитируется по Хусто Гонсалес, История Христианства, 58.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print