fbpx

Апологетика в истории церкви: Новое время

(часть вторая)

В прошлый раз мы начали говорить об апологетике в период Нового времени. Сделав краткий экскурс, мы перешли к обсуждению главных вызовов для церкви и упомянули эмпиризм и деизм. Сегодня мы продолжим и поговорим о скептицизме и материализме.

Скептицизм

Скептицизм обычно ассоциируют с человеком по имени Дэвид Юм (1711-1776). В своих трудах он показывал свое пессимистичное отношение к силе разума. К примеру, Юм первым поставил под сомнение такие, казалось бы, очевидные и не нуждающиеся в доказательствах понятия, как субстанция и причинно-следственная связь.

Будучи по духу эмпиристом (хотя он критиковал и эмпиризм), он поставил под сомнение и само существование Бога. Он считал, что все идеи имеют свою основу в ощущениях и опыте. И поскольку идея о Боге выходит за пределы эмпирического познания, то ее следует отвергнуть как не имеющую твердого основания. Юм не говорил, что Бога нет, но показывал, что Его бытие нельзя доказать, обращаясь к сфере разума или к сфере чувственного опыта.[1] И в этом смысле он стал предтечей тех идей, которые впоследствии развил немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).

В очерке «О чудесах» Юм рассуждает так: «поскольку все наше знание основано на опыте и поскольку этот опыт говорит о регулярном характере природных процессов, то сообщения о чудесах, скорее всего, – ложь, а не свидетельство о нарушении естественного порядка вещей. Например, рассказ о воскресении из мертвых, по всей вероятности, – вымысел».[2] В «Диалогах о естественной религии» Дэвид Юм приводит аргументы против «классических» доказательств в пользу существования Бога. С тех пор, все скептики, агностики и атеисты используют эти аргументы в дебатах с апологетами христианства.

Материализм

В конечном итоге все пришло к идеологии материализма. Устранив Бога на уровне разума, и поставив под сомнение «естественную религию» деизма, философы навязали обществу идеи материализма. Он стал логическим продолжением скептицизма. Вот почему современное научное общество особенно в западном мире официально исповедует материализм и, в своей сущности, является атеистическим. В XX веке данное мировоззрение нашло свое выражение в светском гуманизме.

Девид Ноубэль говорит, что «Богословие гуманистов на удивление непоколебимо в своем догматизме: ничто сверхъестественное, в том числе Бог, сатана, ангелы, бесы, душа, совесть, не существует. Именно такое богословие убежденно провозглашают различные лидеры гуманизма».[3] Так, к примеру, Корлисс Лемон, автор книги «Философия гуманизма» пишет: «Гуманизм в самом точном философском значении – такое мировоззрение, согласно которому все есть Природа, и в ней нет места сверхъестественному».[4] Продолжая далее, он пишет: «…философия, предполагающая существование за материальной Вселенной сверхъестественного Творца или Первопричины, ничего не приобретает, но много теряет в интеллектуальном аспекте».[5]

Сегодня материализм преподается в школах и университетах как «единственно верное мировоззрение». Нашим детям, начиная с детских садов и начальных школ, вкладывают в сердца материализм и эволюцию как научно доказанные теории, тем самым зарождая в них семена атеизма и агностицизма. Во свете этой философии человеческая жизнь сводится к уровню животного поведения, которая со смертью уходит в небытие. И это самый серьезный вызов на сегодня для церкви и общества в целом.

В следующем блоге мы посмотрим на ключевые личности, которые стали на защиту христианского мировоззрения, а также познакомимся с их подходом в апологетике.

Продолжение следует…

_____________________

[1] D. A. Rausch, «Юм, Дэвид», ТЭС, 1444.

[2] Там же.

[3] Дэвид Ноубель, Осмысливая современность, перевод с англ. Макаров В. М. (Киев: Центр просветительских программ Международной ассоциации христианских школ, 1998), 34.

[4] Там же.

[5] Там же.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print