fbpx

Апологетика в истории Церкви 2

Никейское и посленикейское христианство

(325-590 гг)

Краткая справка

Большинство историков считает, что данный период во многих отношениях является самым важным, поскольку представляет собой общее наследие Греческой, Латинской и евангельских церквей.[1] Он служит общей богословской базой для дальнейшего формирования богословских систем вышеупомянутых церквей, а также вероучительным шаблоном, в соответствии с которым определяется истинная ортодоксия. Именно данный период стал эпохой формирования и утверждения церковной ортодоксии, то есть учений о Святой Троице и Богочеловечности Христа. Помимо этого, была также разработана антропология и сотериология, хотя и в незавершенном виде, и особенно много места было уделено учению о грехе и благодати.

Исторический фон

С тех пор, как император Константин обратился в христианство[2], взаимоотношения государства и церкви кардинально изменились. Если раньше церковь воспринималась как инородное тело в государстве, то теперь ситуация стала меняться – церковь и государство пошли по пути примирения. Еще в 313 году был издан Миланский эдикт, который давал право на свободу вероисповедания в империи. С того времени христианство уже не было вне закона. А через несколько десятилетий, в 380 году, император Феодосий издал эдикт, по которому христианство становилось единственной религией государства, и всякий, кто осмелится поднимать руки против Христа и церкви, подвергался преследованию. Все остальные религии были запрещены.

Опасности для церкви

Несмотря на то, что христианство стало доминирующей религией в империи и могло теперь чувствовать себя в полной безопасности, над ним по-прежнему нависали две угрозы: в меньшей мере язычество и в большей степени – ереси.[3] Поскольку формат данного блога не располагает возможностью писать о всех деталях, то мы лишь кратко сосредоточим наше внимание на главных личностях и их трудах, которые легли в основание дальнейшего развития христианской апологетики.

Евсевий Кесарийский (260-339)

Евсевий Кесарийский прежде всего известен как историк древней церкви. Благодаря его близкому знакомству с Оригеном, который оставил свою обширную библиотеку, Евсевий составил первую «Церковную историю». Этот труд подтверждает традиционную датировку и авторство Евангелий, подтверждая их историческую ценность. Но у Евсевия есть два других произведения, «Приготовление к Евангелию» (314) и «Доказательство в пользу Евангелия» (320), в которых он опровергает философские возражения Порфирия против христианства и приводит исторические и рациональные доказательства чудесам Христа.[4]

Если проследить основные нападки языческих философов (Цельс, Порфирий) на христианскую веру, то их можно обобщить в следующих тезисах: (1) Евангелия и ученики Иисуса представляют ошибочные, ненадежные свидетельства; (2) Иисус был лишь одним из многих чудотворцев древнего мира; (3) Христиане пренебрегли разумом, доверчиво приняв это учение на веру.

Интересно заметить, что все эти тезисы практически не изменились с тех пор, и звучат в устах современных скептиков и критиков христианства почти что слово в слово. Так, к примеру, современный критик христианства Барт Эрман, считает, что у нас нет реальных исторических подтверждений воскресения Христа. Он спрашивает: «Какого рода свидетельств ищет ученый при попытке установить вероятность происхождения чего-то в прошлом? Лучшие виды свидетельств, конечно, состоят из повествований современников, людей, которые были близки по времени к самим события. В конечном счете, если ваш источник не относится к этому периоду истории, то у вас нет надежного источника».[5]

Главная проблема Барта Эрмана и подобных ему скептиков заключается в том, что он подходит к вопросу доказательств с позиции теории униформизма, основанной исключительно на материализме, ключом к пониманию прошлого является настоящее. И поскольку сегодня мы не наблюдаем чудес и других знамений, таких как воскресение из мертвых, то это значит, что этого не было и в прошлом. Вот почему для Барта Эрмана всегда будет недоставать достоверных доказательств о воскресении Христа. Поэтому, как видим, главная причина его скепсиса – в изначальных предустановках, которых он решил придерживаться. И какие бы доказательства и свидетельства ни приводились, их всегда будет недостаточно, либо они будут истолкованы во свете избранной предпосылки.

Евсевий отвечал на все эти языческие тезисы своими контртезисами: (1) Библейские свидетельства и свидетельства апостолов надежны; (2) исполнившиеся пророчества Ветхого Завета подтверждают христианство; (3) жизнь христиан, особенно во время гонений, свидетельствует об их вере. Он защищал достоверность апостольского свидетельства и опровергал представление об Апостолах как об обманщиках, поясняя, что они не могли противоречить друг другу, потому что было бы абсурдом считать, будто они умерли за ложь, которую сами же и придумали.

Афанасий Великий (298-373)

Афансий Великий известен в истории церкви как тот, кто выступил против арианской ереси. Однако, он писал и против язычников. Одно из его произведений называется «Против язычников», в котором он выстраивает естественное богословие, основанное на порядке и гармонии во вселенной. Впоследствии этот аргумент с небольшими отличиями и уточнениями будет усовершенствован Уильямом Пэйли (1743-1805) в труде «Естественное богословие, или Свидетельства о существовании и атрибутах Божества».[6]

Афанасий защищал христианскую веру и перед иудеями. В беседе с ними он особое внимание уделял исполнению Ветхозаветных пророчеств, как это делал и Евсевий Кесарийский и другие раннее жившие апологеты.[7]

Но главным врагом Афанасия, безусловно, был Арий и его учение. Сущность учения, которое проповедовал Арий, заключалась в отвержении божественности Иисуса Христа. Он учил, что было время, когда Христос не существовал. В сочинении «О воплощении Слова» Афанасий отстаивает божественность Сына, прибегая к следующему аргументу: «если бы Иисус не был Богом, то Он не мог бы стать и Искупителем». Апологетика божественности Христа у Афанасия была крестоцентричной. Он особо подчеркивал значение креста и воскресения Иисуса. Он утверждал, что если бы Иисус не был Богом, то и не был бы Спасителем человечества.

На Никейском соборе 325 года Афанасий отстоял ортодоксальное учение о божественности Христа, а Арий был осужден. Однако, с течением времени ситуация менялась несколько раз, и сам Афанасий за свои взгляды пять раз отправлялся в ссылку. Возможно одним из самых сильных трудов, разоблачающих и опровергающих заблуждения Ария, является «Апология против ариан». Благодаря этому сочинению мы сегодня можем освоить и использовать аргументы в разоблачении и опровержении ереси Общества Сторожевой Башни, которые, по сути, являются яркими представителями арианской ереси, с некоторыми, правда отличиями и модификациями.

Блаженный Августин (354-430)

Августин является одной из самый ярких звезд, сияющей на небосклоне церковной истории. Он известен как великий мыслитель и богослов, а также плодотворный писатель. Бернард Рамм писал о нем:

«За пределами апостольского круга сложно найти человека столь великого, как Августин, епископ Гиппонский. Он был мистиком, святым, проповедником, администратором, ученым, богословом, полемистом, философом, историком, автором посланий, комментатором, учителем и писателем. Своим трудом «О Граде Божьем» этот гений положил начало философии истории, а книгой «Исповедь» – такому жанру, как интроспективная религиозная литература. Корни нашей современной университетской программы уходят к его труду «Христианская наука». Он – родоначальник средневекового мистицизма, монашества и схоластики. Он возвышался над средневековым богословием, будучи его высшим авторитетом. Реформаторы говорили, что их цель – вернуться к Августину; ни больше, ни меньше».[8]

Далее, для нас будет полезно рассмотреть то, как Августин понимал путь богопознания. Предложенный им метод и вытекающие из него принципы апологетики можно обобщить в следующих тезисах.

Во-первых, Он верил, что истину нужно искать не в чувствах, а во внутреннем мире. «Отправной точкой в апологетике Августина служит субъективное и психологическое, а не объективное и систематическое».[9] То есть, Августин не против объективных свидетельств, но в то же время он утверждал, что самым сильным доказательством существования Бога является внутреннее свидетельство сердца, основанное на Божьем Откровении.

Во-вторых, Августин не был иррационалистом, так как считал, что истинность проверяется разумом, а не чувствами. Он утверждал, что истина – это то, что соответствует закону непротиворечивости и не нарушает его. Он верил, что эти принципы запечатлены в разуме Самого Бога, являя собой «естественный закон природы, свыше установленный».[10]

В-третьих, Августин был убежден в том, что человеческий разум посредством правильных аргументов способен установить существование Бога. В труде «О свободе воли» он приводит один из самых интересных аргументов «от истины». Суть данного аргумента сводится к тому, что наш разум признает существование абсолютных истин, например, 2+2=4. Однако, мы не были создателями этой истины. Источник этой истины вне нас – в вечном и независимом Разуме, то есть в Боге. Но все же, Августин уточнял, что одного разума недостаточно, чтобы познать Бога, человек должен получить озаряющее действие Божье, чтобы обрести истинное познание Творца.

И, в-четвертых, Августин верил в безошибочность и авторитетность Писаний. Но в то же время он считал, что авторитет Писаний может подтверждаться и другими доказательствами. Самым сильным доказательством, по его мнению, является существование Церкви. Уильям Л. Крейг пишет: «Поскольку, с точки зрения Августина, исторические свидетельства чудес и пророчеств содержатся в прошлом, они относятся к сфере авторитета, а не разума… Поэтому он рассматривает современное чудо церкви как основание, позволяющее принять авторитет Писания».[11]

Вывод

Итак, основные апологетические методы и принципы мыслителей Никейского и посленикейского периода можно свести к следующим утверждениям: (1) аргументы должны быть подобраны, учитывая аудиторию; (2) разум обладает способностью познать, что Бог существует; (3) исполнившиеся ветхозаветные пророчества подтверждают истинность Христа; (4) одного разума не достаточно, чтобы уверовать в Бога, нужно озаряющее действие Святого Духа; (5) авторитет Писаний подтверждается существованием Церкви – величайшего чуда; (6) измененная жизнь грешников подтверждает существование Бога; (7) готовность пострадать за свои убеждения подтверждает истинность христианства; (8) если Христос не был Богом, то Он не мог бы стать нашим Искупителем.

Продолжение следует…

___________________

[1] Филипп Шафф, История Христианской Церкви, Том III, Никейское и посленикейское христианство 311-590 г. по Р.Х. перевод с англ. О. А. Рыбакова (Санкт-Петербурк: «Библия для всех», 2007), 6.

[2] Официально император Константин принял водное крещение лишь на смертном одре, поэтому, строго говоря, он обратился в христианство только в конце своей жизни. Но все это время он симпатизировал христианству.

[3] Слово «ересь» происходит с греческого языка и может означать: (1) «выбор», например в Лев. 22:18,21 (LXX) подразумевает «добровольное жертвоприношение»; (2) «особое мнение», в таком значении употребляется в 2Петра 2:1, где говорится о «пагубных ересях», распространяемых лжеучителями; (3) «секта», «партия», которая придерживается определенных взглядов. В этом смысле в Н.З. применяется по отношению к: 1) саддукеям и фарисеям (Деян. 5:17; 15:5); 2) к христианам (Деян. 24:14; 28:22); 3) к сектам или обособленным группам внутри христианской общины (1Кор. 11:19; Гал. 5:20), образовавшимся не столько из-за причины приверженности ложному учению, сколько из-за желания самоутвердиться (M. R. Farrer, «Ересь», Теологический Энциклопедический Словарь, ред. Уолтера Элвелла, перевод с англ. Т. Ю. Васильева, Д. Б. Горбатов, А. Э. Графов и др. (Москва: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003), 440).

[4] Г. Линн Гарднер, Утверждение и обоснование христианской веры. Введение в христианскую апологетику. Перевод с англ. Екатерина Устинович, Евгений Устинович, ред. А. Мусина (Симферополь: ДИАЙПИ, 2011), 271.

[5] Полностью дебаты Барта Эрмана и Уильяма Л. Крейга на тему «Существуют ли исторические доказательства воскресения Иисуса Христа?» можно посмотреть в YouTube на канале «Апологетика Библии».

[6] Норман Гайслер, Энциклопедия Христианской Апологетики, перевод с англ. В. Н. Гаврилов (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2004), 793.

[7] Гарднер, Утверждение христианской веры, 271.

[8] Там же, 272-273.

[9] Там же, 273.

[10] Августин, Христианская наука, II, 50.

[11] Там же, 275.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print