fbpx

Апологетика – Средневековое христианство

Средневековое христианство

Краткая справка

Средневековая церковь занимает период времени почти в тысячу лет. Разные историки по-разному находят точку для отсчета данного периода. Светские ученые считают, что времена средневековья начались с великим переселением народов.[1] Христианские историки указывают на смену цивилизаций, переход от греко-римской к романо-германской.[2] И этот переход, как считают многие, ознаменован появлением папы Григория Великого (590-604). Завершают этот период также разными датами. Некоторые указывают на открытие Колумбом Америки (12 октября 1492). Другие считают, что средние века закончились с появлением книгопечатного станка (1453), или с открытием Николаем Коперником Гелиоцентрической Вселенной (1543). Однако большинство христианских историков считают концом средних веков начало Реформации 1517 год.

Исторический фон

Данный период важен следующими событиями. Во-первых, распространение христианства на север. Если, к примеру, в предыдущий период христианская церковь существовала исключительно в пределах средиземноморского бассейна, то с приходом к власти Григория Великого (от которого мы и ведем отсчет средних веков), оно вышло за пределы бывшей Римской Империи. Западная церковь приняла активное участие по обращению в христианскую веру Англии, Ирландии, Шотландии, Франции, Германии и прилегающих стран, а также Скандинавии. Так уже к X веку северо-западные народы приняли христианскую веру, подчинившись Римскому престолу. Восточная церковь была менее активной на этом поприще, однако, несмотря на такую аморфность, ей по праву принадлежит обращение в православную веру восточных славян.

Во-вторых, после развала западной части Римской империи возникло несколько самостоятельных государств (государство вестготов и остготов, франков, англов и саксов, арабский халифат), которые оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие истории церкви.[3] На востоке продолжала существовать Византийская Империя, которая после своего чудесного расцвета при императоре Феодосии постепенно сошла на нет к XV веку, и в 1453 году была полностью покорена Османским государством во главе с Мухаммедом II Завоевателем.

В-третьих, на аравийском полуострове возник ислам. Буквально за 150 лет он практически завоевал большую часть древнего мира. Именно ислам и стал главной угрозой для тогдашнего мира и церкви. Поэтому правителям и апологетам приходилось прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы защитить государство и церковь от этой навалы.[4]

Опасности для церкви

Как и в предыдущий период, церкви угрожали две опасности, которые потрясали ее по двум направлениям: изнутри и снаружи. Изнутри были ереси (испанский вариант адопцианства, катары, павликиане, богомилы, вальденсы, бегинки, рыцари-еретики и др.),[5]  а снаружи – ислам. Важно также упомянуть, что помимо ислама по-прежнему существовала угроза со стороны иудаизма и возродившегося неоплатонизма. И некоторые апологеты посвящали свои работы именно этим вопросам. Однако, мы больше сосредоточим наше внимание на проблеме ислама. Кеннет Лаурет так описывает нашествие и политику ислама:

Как и следовало ожидать, арабские завоевания повсюду сопровождались массовыми обращениями в ислам. Иногда, хоть и нечасто, эти обращения были насильственными. Некоторые считали, что мусульмане правы: Мухаммед истинный пророк от Бога, и ислам, а не христианство, представляет собой последнее высшее откровение. Эта уверенность подкреплялась военными успехами, которые словно бы доказывали, что Бог особым образом благоволит к исламу. Многие приняли ислам, руководствуясь вполне прозаическими соображениями: с мирской точки зрения, лучше было принадлежать к правящему классу.[6]

В этой ситуации, многие люди просто не понимали, как реагировать и как воспринимать «новую веру». Дело в том, что ислам был очень похож на то, во что верили христиане, особенно арианского толка. Также продвижению ислама в Северной Африке и Сирии способствовали постоянные разногласия между различными группами христиан, доктринальные разногласия и т.д. Присмотревшись к христианству на этих территориях, можно было увидеть, как оно удивительным образом сочетается с языческими верованиями и обычаями, такими как, молитвы святым, почитание Марии, использование амулетов и прочих магических атрибутов. Все это вызывало отторжение и делало христианство в глазах мусульман языческой религией, с которой они сражались уже много лет. Таким образом, в лице магометанства над церковью нависла серьезная опасность. Христианскую веру нужно было защищать не только с помощью меча, но также и с помощью богословских аргументов.

Борьба с исламом: ключевые личности

Несмотря на то, что в этот период было написано не мало апологетических сочинений, сохранились из них лишь немногие. Учитывая контекст противостояний христианства с исламом, мы выделим ключевые личности, которые противостояли его учению.

Одним из известных богословов и апологетов Восточной церкви был Иоанн Дамаскин. Он родился (675г) в Дамаске в процветающей христианской семье, носящей арабскую фамилию Мансур (искупленный). Его отец, Сергий, был казначеем сарацинского халифа Абдалмелеха. Иоанн получил хорошее образование от монаха Козьмы. Впоследствии сам Иоанн занял высокий пост при дворе халифа. Таким образом, он был очень близко знаком с исламом. Перу Иоанна Дамаскина принадлежат многие труды, среди которых «Точное изложение Православной веры», «Источник знания», в котором он обобщает и классифицирует плоды христианского богословия предшествующих веков, а также включает идеи апологетического и философского характера. Главная работа, написанная против мусульман, называется «Состязание христианина с сарацином».

Феодор Абу Кура (745-825). Считается, что он первым сформулировал христианскую апологетику на арабском языке. Феодор Абу Кура написал 52 трактата в форме диалога, 17 из которых содержат полемику с мусульманами. Целью его работ была защита христиан от влияния ислама, нежели обращение мусульман в христианскую веру. Самое известное произведение против ислама называется «Диалоги с мусульманами». При беглом прочтении этого труда бросается в глаза его откровенность и прямота. Он прямо говорит, что Мухаммед «безумный агарянский лжепророк», что он был «одержим демоном» и, что «его слова обнажают его лживость и хвастовство». Он также применяет уже известные аргументы, которые использовал Афанасий в споре с Арием, и с помощью них доказывает вечное происхождение Сына Божьего, а также Триединство Бога.[7]

Истории известны и другие имена. Никита Византийский, полемист IX века, написал апологетическое толкование христианской веры и систематическое опровержение Корана в 30 главах.[8] Иоанну Контакузину, Византийскому императору (1293-1383), принадлежит 4-ре трактата и 4-ре апологии, в которых он критически рассматривает Коран и ведет полемику с исламом.[9]

            На западе центром апологетических усилий в данную эпоху стала Испания. Здесь с 1250 г. для подготовки апологетов с целью противостояния исламу и иудаизму был открыт институт, в котором особое ударение делалось на изучение еврейского и арабского языков. Самыми известными представителями были Раймонд Мартин (ум. после 1285), написавший труд «Оружие веры против Мавров и иудеев», Альфонсо де Спина, создавший замечательное произведение под названием «Твердыня веры против иудеев, сарацин и других противников христианской веры», и Николай Кузанский, из под пера которого вышел труд «Опровержение Корана», где он указал на связь мусульманства с христианством.[10]

            Продолжение следует и в следующем постинге мы поговорим о ключевых фигурах Средневековой схоластики.

_________________________

[1] Великое переселение вызвано рядом причин: (1) Во-первых, одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремилось в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535-536 годов; (2) Во-вторых, поражение народа хунну в Китае, что привело к откочёвке хунну (гуннов) в Джунгарию, что в свою очередь привело к эффекту домино на пути откочёвки, когда переселение гуннов вызывало переселения народов, случайно оказавшихся на их пути, что в свою очередь вызывало переселения уже других народов; и (3) в-третьих, ослабление Римской империи («Великое переселение нардов», Википедия, http://ru.wikipedia.org. 24.10.2013)

[2] Шафф, История, Том IV, 7.

[3] Гонсалес, История, Том 1, 210.

[4] Шафф, История, Том IV, 98.

[5] См. Гарольд Браун, Ереси: Ереси и ортодоксия в истории церкви, перевод с английского (Санкт-Петербург: «Мирт», 2015), 277-323.

[6] Там же, 282.

[7] https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij/dialogi_s_musulmanami/#05

[8]Павел Великанов, А. И. Осипов, «Апологетика», Православная Энциклопедия, http://www.pravenc.ru/text/75696.html#part_5 (14.01.2019).

[9] Там же.

[10] Там же.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print