fbpx

Разнообразие даров служит к единству церкви

Разнообразие даров служит к единству церкви

Главная проблема коринфской церкви заключалась в разделениях. Они были вызваны незрелостью и плотским состоянием членов церкви (1 Кор. 3:1-4). Это доставляло большое переживания ап. Павлу. Поэтому, наряду с обсуждением других важных вопросов, апостол старался решить эту главную проблему. По сути, и обсуждение даров Духа Святого в 12-14 главах преследует эту же цель. И первым важным аргументом в пользу единства церкви был тот, что источником всех даров является Триединый Бог (12:4-6). В 7-м стихе Павел приводит еще один аргумент – разнообразие даров Духа даны на пользу всей церкви. Он пишет: «Но каждому дается проявление Духа на пользу». Нет сомнений в том, что под словом «на пользу» Павел подразумевает единство Церкви.

В связи с этим я хотел бы сделать несколько наблюдений по тексту.

Во-первых, дары раздаются Духом Святым не коллективно, а индивидуально. Слово «каждому» («ἑκάστῳ») говорит о том, что все верующие имеют дары. Если ты крещен Святым Духом, если ты пережил рождение свыще, то ты обязательно имеешь дар Духа. Поскольку Церковь – это не только коллективное единство, но коллектив, состоящий из отдельных людей, то Господь наделяет Церковь дарами в лице каждого отдельного члена Церкви. Ибо как спасение совершается не коллективно, а индивидуально, так и наделение духовными дарами осуществляется индивидуально.

Во-вторых, духовные дары даются человеку независимо от его усилий и желаний. Глагол «дается» («δίδοται») стоит в пассивном залоге. Это значит, что христианин не может выпросить у Бога «дополнительный дар», так как право наделять духовными дарами принадлежит исключительно Богу (ср. ст. 11). Это также значит, что дары не являются привилегией лишь некоторых выдающихся людей, переживших «особое крещение духом». Бог наделил «каждого» возрожденного христианина духовной способностью служить в Церкви. Больше об этом Павел будет говорить в ст. 8-11.

В-третьих, через дары проявляется Дух Святой. Ап. Павел пишет, что «каждому дается проявление Духа»(ἡ φανέρωσις τοῦ πνεύματος). Важно заметить, что существительное «Дух» стоит в родительном падеже. Возникает вопрос: как понимать этот родительный падеж? Существует две точки зрения.

Первая гласит, что слово τοῦ πνεύματος – это объектный родительный падеж. Если это правда, тогда эта фраза означала бы, что «каждому человеку дано проявить Духа». То есть, одаренные люди, используя духовные дары в служении проявляют Самого Святого Духа (Fee, 1987, Kistemaker, 1993). В подтверждение этой позиции приводятся такие аргументы. Слово φανέρωσις (проявление, открытие) подтверждает идею объектного родительного падежа. Например, в 2Коринфянам 4:2 «открытие истиной» исключается, и конструкция предложения должна означать, что «истину открывают»[1]. Также однокоренной глагол φανερόω (2Кор. 2:14; 4:10; Кол. 4:4) несет идею активного значения, поскольку во всех случаях при нем присутствует объект действия. Однако, против выдвинутых аргументов можно сказать то, что случай употребления существительного φανέρωσιςи глагола φανερόω хотя и схож, тем не менее, не идентичен нашему, поскольку «истина» (2Кор. 4:2) – это существительное абстрактное, тогда как Святой Дух в 1Коринфянам 12:2 – Божественная Личность.

Согласно второй точке зрения τοῦ πνεύματος следует понимать как субъектный родительный падеж результата. Если это так, тогда этот стих можно перефразировать так: «каждому дается произведенное Духом проявление». В этом смысле, именно Дух Святой приводит в действие «проявления», то есть, духовные способности, открывая Себя через дары. Данная точка зрения выглядит более приемлемой. В подтверждение этой позиции мы можем привести следующие аргументы. Апостол Павел подчеркивает в тексте, что источником даров является Триединый Бог (ср. 12:4-6). Ст. 11 уточняет, что распределение даров осуществляет Один и Тот же Дух, как Ему угодно. Контекст подталкивает к тому, чтобы понимать πνεύματος как «Духа, производящего дары», и отклонить гипотезу объектного родительного[2]. Также этот взгляд не позволяет допустить мысль, что верующий человек может производить манипуляции Святым Духом.

Итак, мы разобрались, что акцент здесь делается на том, что именно дары являются тем, что производит Святой Дух. Однако человек несет ответственность за то, как именно и где он будет употреблять эти дары. Например, каждый из нас унаследовал от родителей определенные таланты. Исходя из этого, мы можем сказать, что таланты есть проявление родителей в нас. Но, с другой стороны, мы ответственны за то, как их используем, а не наши родители.

И, в-четвертых, дары служат на пользу всей церкви. Слово τὸ συμφέρον означает «сводить вместе», «давать на благо», «быть выгодным», «быть полезным». Иногда этот термин переводят «на благо всем».[3] Итак, дары даны для блага всей церкви. Дары никогда не предназначались для созидания себя и самоутверждения. Их главная цель – созидание Тела Христова (Еф. 4:11-16). Поэтому, когда Павел написал в 14:4: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя…», – он хотел дать понять коринфянам, что они используют дары не по назначению. В 13:5 сказано: «любовь не ищет своего». А в 14:6 Павел говорит: «какую принесу вам пользу?» (ср. 14:12,19,26).

Итак, духовные дары не предназначены для личного пользования. Многообразие и разнообразие даров должно служить ближним и приносить единство всей Церкви. Именно в этом вся суть духовных даров.

 

[1] Robert Thomas, Exegetical Digest of First Corinthians 12-14, 1988, 24.

[2] Томаc, О Дарах духовных, 45.

[3] Роджерс, Экзегетический ключ, 599.

Читайте наш блог: