fbpx

9-ть признаков настоящего неверия Вт. 1:19-45

В последнее время, когда люди всего мира уже не первую неделю истлевают от страха пред лицом реальной угрозы «коронавируса», невольно складывается впечатление, что для большинства из них на фоне этой физической эпидемии еще больше отошла на дальний план огромная опасность духовной эпидемии. Духовной эпидемии, которая передается не воздушно-капельным путем, а унаследована в виде первородного греха наших прародителей, Адама и Евы.

После грехопадения в Эдемском саду «пандемия неверия», неверия Господу, проявляет себя по одному и тому же сценарию. Яркий пример этому – Израильский народ. История Израиля наполнена плачевными иногда даже потрясающими примерами действия (прогрессии) неверия. При этом, особого внимания заслуживает период времени, когда Израильский народ пребывал в местности Кадес-Варни.

Во вступительной части своей Пятой книги, Моисей делает исторический обзор событий, предшествующих времени, когда перед новым поколением Израиля была дана возможность войти в Обетованную землю после того, как предыдущее, неверное поколение, не вошло туда из-за своего парадоксального неверия. Перед ними находились все перспективы благословенной и счастливой жизни с Господом в пределах Обетованной Земли, однако они не смогли войти туда из-за неверия.

Неверие Господу всегда парадоксально по своей сущности и проявлению п. ч. проявляется вопреки всему добру, посылаемому Господом на благо неверующим людям. При этом, неверие Израильского народа является не только поучительным, но и показательным для нас. Оно всегда имеет одинаковый почерк, одинаковые симптомы, проявления и признаки. В предыдущих блогах на примере проявления парадоксального неверия Израиля, были названы первые пять признаков неверия, а именно:

  • НЕВЕРИЕ ИГНОРИРУЕТ проявленные суды и милости Господни (1:19).
  • НЕВЕРИЕ БОИТЬСЯ исполнять волю Господа (1:20-22).
  • НЕВЕРИЕ ИЩЕТ доказательств истинности Божьих слов (1:22-23).
  • НЕВЕРИЕ ВЕДЕТ к промедлению исполнения Божьих повелений (1:24-25)
  • НЕВЕРИЕ ПОДНИМАЕТ восстание против Господа (1:26-27а)

В этом посте мы продолжим и закончим данную тему. НЕВЕРИЕ ИСКАЖАЕТ понимание Господа и Его благих намерений (1: 27). Искажая понимание Господа неверие мотивирует к непослушанию Ему. Находясь глубоко в сердце, неверие не могло не выйти наружу через неверные уста делая неверный вывод относительно благих спасительных намерений Господа, что Господь якобы «по ненависти» вывел их из Египта. В данном случае существительное «ненависть» евр. сина с предлогом «по», «из-за», на юридическом языке того времени выражало их убеждение, что Господь не сдержал Свои заветные обязанности, чему они стали свидетелями. По их мнению, Он возненавидел их вместо того чтобы благотворить, посылая только одни неприятности и вместо спасения направлял их лишь в западню истребления (ср. Мал. 1:2-3). В то же время, они были слепы, чтобы видеть истинные Божьи мотивы (Вт. 7:8, 12-16). Это довольно наглядно демонстрирует то, как неверующее сердце мотивирует ум и уста выдвигать ложные богословские предположения относительно Господа и его благих спасительных намерений.

Неверие Израиля, в данном случае, привело к богословскому искажению в понимании личности Бога и Его спасительных намерений. А богословское искажение утвердило их в непослушании и противлении исполнению открытой Божьей воли. Давайте вспомним самый первый грех в истории человечества (Быт. 3:1-6). Он зародился, совершился и усугубился по аналогичному сценарию. В нем проявлялся тот же губительный симптом искажения благих намерений Господа: «…подлинно ли сказал Бог… но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги … и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога…» (Быт. 3:1, 5, 8). Адам и Ева скрылись от Бога не потому что их объял благочестивый страх, но потому, что, совершив грех они были объяты ложным страхом неверия, которое исказило понимание Господа, представляя Его опасным для жизни. Именно поэтому, они пытались скрыться от Него. Тот же сценарий искажения понимания Бога мы видим в тех людях, о которых говорит Ап. Павел в послании к Римлянам 1:18-32. Люди о которых говорит Павел хотя и имели определенные познания о Боге и могли бы претендовать на звание «верующие» (Рим. 1:21), все же «не заботились иметь Бога в разуме» (сущ. «разум» в гр. это сл. эпигносис «знание, признание, познание»), не познавали Его таким каким Он есть. Вместо этого, у них сформировалось свое личное искаженное представление о том, каким есть Бог (Рим. 1:22-24), а искажение понимания Бога привело к искажению практической жизни (Рим. 1:25-31).

НЕВЕРИЕ ДОВЕРЯЕТ субъективным предубеждениям скептиков, а не объективным свидетельствам самого Бога (1: 28-33). Это парадоксально, но неверие не доверяет Богу и в то же время доверяет другим неверующим людям. Выражение «расслабили сердце наше» (1:28) в евр. буквально звучит: «расплавили сердце наше». До этого времени Бог дал Израилю довольно много объективных свидетельств того, что Он силен совершить все то что Он обещал. Чтобы утвердиться в этом, народу необходимо было с верой посмотреть на все прежние деяния Господа начиная от сотворения мира (Быт. 1-2), и спасения из Египта (Вт. 1:30), заканчивая чудесной Отцовской заботой о всем Израиле, как о Своем маленьком ребенке (Вт. 1:31). Им приходилось не раз слышать громогласный голос Божий у горы Синай, который повергал их в страх и трепет (Вт. 5:23-27), но этот голос Божий не расплавил сердце неверующих людей, чтобы они были послушными Ему. Когда же двенадцать соглядатаев вернулись с разведки и десять из них шепотом, на ухо рассказали им свою негативную оценку их будущей перспективы, окутанные неверием, они отдали предпочтение поверить в предубеждения скептиков, нежели в силу объективных Божьих аргументов: «Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему…» (1:32).

Корень недоверия Господу происходил не из пессимистического вывода десяти из двенадцати соглядатаев. Неверующий Израиль принял то сообщение, которое желал услышать. Это очень похоже на тот вывод о последнем времени, который приводит Павел во Втором послании Тимофею: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь…» (2 Тим. 3:13; ср. 2 Тим. 4:3-4)). Нас никогда не должно удивлять то, что неверующие люди, которые внешне могут выдавать себя за верующих, внутренне предрасположены больше доверять разнообразным человеческим предрассудкам нежели Божьему Слову: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3-4). В то же время, верующий Божий человек отличается внутренней предрасположенностью верить и доверять Писанию, которое «умудряет» к спасению и «совершенствует» для Богоугодной жизни (см. 2 Тим.3:14-17).

НЕВЕРИЕ МОТИВИРУЕТ к ложному покаянию перед Богом (1: 34-41а). Праведный Гнев Господа выразился в Его осуждающем вердикте для неверного поколения. Моисей вспоминает: «Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся…» (1:34). Здесь фраза «слова ваши»явно контрастирует со словами Господа и главной темой Пятой книги («Сии суть слова» (1:1)). Причем, глагол «поклялся» подразумевает, что Господь принял решение, которое Он уже не изменит. Это решение, которое является прямым осуждением неверным людям, такое же твердое, незыблемое и неотвратимое, как и прежнее решение относительно обетования земли «которую Господь с клятвой обещал дать… Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их» (1:8).[1] Важно заметить, что, провозглашая неверному поколению Свой праведный вердикт, Господь фактически удовлетворяет их прежнее желание, которое было вызвано их неверием (Чис. 14:3 «не лучше ли нам возвратиться в Египет?»). Он направлял их идти в обратную сторону, куда они раньше так стремились: «а вы обратитесь и отправьтесь в пустыню по дороге к Красному морю» (1:40).

Удивительно! Услышав Божий вердикт и ощутив определенную дозу логического отрезвления, они начинают просить то, что буквально несколько часов назад уверено отвергали: «И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом, пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш…» (1:41а).Кажется, вот, наконец совершилось! Народ переполнился страхом Божьего суда, поверил и покаялся… Но, нет. В действительности слова и последующие действия неверного поколения были мотивированы не осмыслением совершенного греха неверия (неверности) Господу. Эти слова мотивировались всего лишь сожалением о последствиях случившегося. Сожаление о последствиях без восстановления отношений с Господом – это проявление все того же неверия. Оно лишь маскируется под покаяние, но ищет не возобновления взаимоотношений с Господом, а того чтобы вернуть обстоятельства назад, чтобы все было так как прежде.

Ложное покаяние Израиля мотивировалось их неверием. Это не единичный случай. Стоить вспомнить яркие примеры «сожалений» об ущербе и последствиях, вызванных непослушанием и грехом, которые не имеют ничего общего с истинным покаянием. (1) Сожаление Каина (Бытие 4:13); (2) Сожаление Саула (1 Царств 15:30); (3) Сожаление Иуды Искариота (Матфея 27:3-4). Истинное покаяние всегда мотивируется истинной верой. Оно всегда смотрит в корень греха и ищет восстановления взаимоотношений с Господом. Очень ярким библейским примером истинного покаяния является покаяние Давида (см. Пс. 31:5; Пс. 50:5-6).

НЕВЕРИЕ ПОДТАЛКИВАЕТ к безумным действиям (1: 41б-45). Воспротивившись Богу и Его повелениям, неверное поколение уперлось в закрытую дверь некогда открытых возможностей. Их безумие проявилось в их последующих действиях, как описывает Моисей: «…И препоясались вы, каждый ратным оружием своим, и безрассудно решились взойти на гору» (1:41б). При более точном переводе с еврейского, фраза «и безрассудно решились идти», буквально звучит: «и считали, что легко будет взойти».[2] Другими словами, они были более чем уверены в самих себе, чтобы после всего, встать и отважиться пойти воевать с народами, населявшими Обетованную землю. Очевидно, стимулом к безрассудным действиям была ложная уверенность в том, что несмотря ни на что, все будет хорошо. Следует заметить особенный почерк безумия, которым писало их неверие. Когда Бог повелевал: «Обратитесь, отправьтесь в путь… пойдите, возьмите в наследие землю…» (1:7), народ воспротивившись не пошел заявляя, что это очень трудно (см. 1:26, 28). Когда же, выражая Свой приговор Бог сказал: «… обратитесь и отправьтесь в пустыню по дороге к Красному морю… Не восходите и не сражайтесь, потому что нет Меня средь вас» (1:40), народ поспешно приготовился и наперекор повелению Бога начал с энтузиазмом делать то, что он с такой апатией раньше отвергал. При этом стих 1:42б демонстрирует их уверенность в том, что они легко, в два счета могут справиться с задачей завладения земли. В параллельном тексте в книге Числа 14 гл., говориться что народ делает сильное эмфатическое ударение на своей готовности пойти, чтобы подтвердить свою готовность и продемонстрировать плод своего покаяния: «Вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили» (Чис. 14:40). Но плод покаяния здесь был невозможен, потому, что у них не было истинной веры, а стало быть и истинного покаяния. Все что они могли сделать – продемонстрировать свое безумие.

Само по себе, неверие – это богословская безрассудность, безумие, которое приводит к практическим безумным действиям. Во 2 Тимофею 3:1-9, говоря о том, что ожидает поместные церкви «в последние дни»(3:1), Ап. Павел призывает пастора ефесской церкви ясно понимать, что его община в опасности из-за будущего проникновения в нее «невежд в вере» 3:8).[3] Обратите внимание, что в длинном списке Павла, «безумие» (3:9), является кульминационным завершением проявления неверия. Переводя внимание от этих людей на Тимофея, Павел подчеркивает одну очень важную деталь: «А ты последовал мне в учении, житии, намерениях, вере…» (3:10). Вера Тимофея – это вера в Иисуса Христа на основании священного Писания (3:15). Истинная вера в Господа углубляется в Писание, а неверие углубляется и утопает в безумии.

 

 

[1] Jeffrey H. Tigay, Deuteronomy, The JPS Torah Commentary, ed. By Nahum M. Sarna (Philadelphia, Pa.: The Jewish Publication Society, 1996), 18.

[2] Peter C. Craigie, The Book of Deuteronomy, NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1976), 41.

[3] Джон Мак-Артур очень хорошо комментирует этот момент: «Так как они отвергли веру, они сами были отвергнуты Богом в своей вере. Невежды – перевод слова адокимос, которое обозначало забракованный металл, не прошедший испытания на чистоту. Это слово также употреблялось по отношению к разного рода подделкам. То, что эти люди были отвергнуты в своей вере, показывает, что Павел говорил о людях внутри церкви, утверждавших, что они – христиане, на самом деле таковыми, не являясь» (Джон Мак Артур, Толкование книг Нового Завета, 2 Тимофею (Минск: СЕО, 2004), 129).

Читайте наш блог: